Мотивация. Что такое мотивация. Ее определение и ключевые признаки. Отличия.
Крымская команда UniSearch HR делится опытом и знаниями по работе с персоналом на примере разбора инструментов «мотивация» и «стимул» в работе с командами.
Мотивация – это внутреннее побуждение человека к определенным действиям. Это его желание, делать конкретные действия или определенный выбор, исходя из собственного опыта, состояния, восприятия окружающей ситуации на данный момент.
КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ! Мотивация, - это не внешние источники влияния на человека, это ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО его внутренняя энергия и желание. Что бы стало понятней приведем ряд ассоциаций, которые соответствуют правильному восприятию данного термина, и не совершенно соответствуют.
Соответствуют: 1. Я хочу 2. Я выбираю 3. Это будет круто 4. Мне это нравится 5. Я могу лучше 6. Я хочу помочь 7. Я это преодолею 8. Меня это радует 9. Я в предвкушении 10. Я знаю для чего стараюсь 11. Оно ого стоит 12. Мне все равно к чему это продает, я получаю удовлетворение от самого процесса • Все эти словосочетания показывают внутреннее отношение и настрой.
Не соответствуют: 1. Без меня им будет плохо 2. Кроме меня это никто не сделает 3. Они зависят от меня 4. Я должен, обязан, вынужден 5. Мне придётся 6. Мне же за это платят 7. Если я не справлюсь, они найдут другого 8. Если у меня не получится, меня уволят 9. У меня нет другого выхода 10. У меня может не получиться 11. Мне это не по плечу, но я попробую сделать хоть что-то 12. Сделаю не все так хоть что-то 13. Если…… (наличие слова «если» зачастую подразумевает манипуляцию в тексте или предложении). 14. Лучше уж я, чем они 15. Если я это не сделаю, моя семья будет голодать • Все слова из списка «не соответствует» - не создают внутреннее побуждение, - это внешние факторы влияющие на наши действия, выбор и решения, т.е. – стимулы. • Стимул – это способ ЗАСТАВИТЬ человека сделать определенные действия или принять решение путем создания внешнего давления. • «Стимул» – остроконечная палка для управления животными в древнем мире.
Итак – внутреннее желание – мотивация, внешнее влияние – это стимулы.
Стимул создается непосредственными действиями. Эффект почти всегда гарантирован. Для возникновения мотивации создаются подходящие условия. Это требует времени, глубокого погружения в процессы (компании) и серьезной проработки уровня восприятия и развития персонала. Эффект –абсолютно не гарантирован.
Отсюда и вывод. Стимул используется в подавляющем большинстве случаев взаимодействия людей. В семье, с детьми, на работе, в спорте и т.д. Быстро, эффективно и не затратно. К сожалению, это факт. Действительно, зачем годами выращивать цветок, если можно «купить, забрать, срезать, сломать» и получить мгновенно.
В HR секторе профессионалы эффективно используют оба этих инструмента.
В следующей статье разберем плюсы и минусы Мотивации и Стимула и подробней остановимся на каждом инструменте.
Ждем Вас у нас в офисе. Всегда рады Вашему звонку. UniSearch HR, Крым